6 класс - ФГОС


Дорогие друзья! В этом году Вы продолжите знакомиться с биологией - наукой, изучающей живую природу.
Вы узнаете об особенностях строения, процессах жизнедеятельности, многообразии и классификации покрытосеменных растений, а так же об их роли в природе и жизни человека.











 РАЗНООБРАЗИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ 

 Презентация к уроку -   скачать












В качестве повторения видеоурок по теме 
"Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого"



Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru


ГЛАВА 1. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ




Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru

Покрытосеменные, или цветковые, - группа наиболее высокоорганизованных растений. Они приспособились к различным условиям обитания и занимают господствующее положение на планете.

Все покрытосеменные, несмотря на своё многообразие, имеют общий план строения. 
Орган – часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции.
Органы растений подразделяют на вегетативные и репродуктивные (генеративные).

Вегетативные (от латинского слова "вегетативус" - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег.





Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова "генераре" - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок и плод с семенами.




ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Презентация к уроку - 
скачать















Жизнь цветкового растения начинается  с семени. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение. Наш следующий урок посвящен изучению особенностей строения семени двудольных растений.

СЕМЕНА


  
СТРОЕНИЕ СЕМЯН
1-ДВУДОЛЬНЫЕ

Презентация к уроку - 
скачать












ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

"Строение семян двудольных растений на примере фасоли"

Цель работы: познакомиться со строением семян двудольных растений

Оборудование: проросшие семена фасоли, лупа;

Ход работы:

1.     Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
2.     Снимите семенную кожуру
3.     На вогнутой стороне семени найдите рубчик - место прикрепления семени к семяножке.
4.     Над рубчиком находится маленькое отверстие - микропиле (от греческих слов «микрос» - малый и «пиле» - ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
5.     Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
6.     Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
7.     Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества

8.     Сделайте вывод, ответив на вопрос: почему фасоль относят к двудольным растениям?






Семена однодольных растений имеют иное строение.


     
    СТРОЕНИЕ СЕМЯН
   2 - ОДНОДОЛЬНЫЕ


   Презентация к уроку - скачать










ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

"Строение семян однодольных растений на примере пшеницы"

Цель работы: познакомиться со строением семян однодольных растений
Оборудование: набухшие зерновки пшеницы, лупа;
Ход работы:
            1.     Рассмотрите сухие и набухшие семена пшеницы. Сравните их размеры и форму.
2.     Попытайтесь снять с зерновки семенную кожуру. Получается ли это у вас? Почему?
           3.     Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.
Зародыш семени =  ……+ …….+ ……+  …….
4.     Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5.     Выясните, в какой части зерновки пшеницы находятся питательные вещества
6.     Сделайте вывод, ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям?







ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ "СЕМЯ"


Выбери один правильный ответ из нескольких предложенных.


1. Семя большинства покрытосеменных растений состоит из:

а) зародыша;
б) эндосперма;
в) семенной кожуры;
г) зародыша, эндосперма, семенной кожуры.

2. Значение семенной кожуры:

а) содержит питательные вещества;
б) обеспечивает семя водой;
в) защищает семя от высыхания и повреждения;
г) укрепляет семя в почве.

3. Значение эндосперма в семени:

а) обеспечивает зародыш питательными веществами;
б) обеспечивает зародыш водой;
в) защищает семя от высыхания и повреждения;
г) укрепляет семя в почве.

4. Зародыш семени покрытосеменных растений состоит из:

а) зародышевой почки;
б) зародышевого стебелька;
в) зародышевого корешка;
г) зародышевых листьев, стебелька, корешка, почки.

5. Щиток в семенах злаков – это:

а) видоизмененный стебелек;
б) видоизмененный корешок;
в) почка;
г) видоизмененная семядоля.

6. При прорастании из семени первым появляется:

а) зародышевый корешок;
б) почечка;
в) семядоли;
г) зародышевый стебелек.






КОРЕНЬ

Верхушка говорила с похвальбою:
«Моя обитель — небо голубое.
А ты, о корень, житель подземелья».
Но корень возмутился: «Пустомеля!
Как ты смешна мне со своею спесью:
Не я ль тебя вздымаю к поднебесью?»


    
   ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ

   Презентация к уроку - 







ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

"Стержневая и мочковатая корневые системы"

Цель работы: познакомиться со строением разных типов корневых систем
Оборудование: растения с разными типами корневых систем, лупа;
Ход работы:
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми. Запишите определения.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.
6. Заполните таблицу.

Название растения
Тип корневой системы
Особенности строения корневой системы
1.






2.















































зоны (участки) корня




ЗОНЫ (УЧАСТКИ) КОРНЯ

Презентация к уроку - 
скачать









ТАБЛИЦА "ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ"









ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ

Презентация к уроку - СКАЧАТЬ











К О Р Е Н Ь
Корень
- осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев. Верхушка корня защищена корневым чехликом.
Значение корня
- закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей, запасание органических веществ, синтез аминокислот и гормонов, дыхание, симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями, вегетативное размножение (у корне-отпрысковых растений).
Главный корень
- корень, развивающийся из зародышевого корешка.
Придаточный корень
- корень, развивающийся от стебля или листа.
Боковой корень
- ответвление главного, бокового или придаточного корня.
Корневая система
- совокупность всех корней растения, расположенных в почве, в воздухе, в воде или в теле растения-хозяина (у паразитирующих видов).
Система главного корня
- главный корень со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.
Система придаточных корней
- придаточные корни со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.
Стержневая корневая система
- корневая система с хорошо выраженным главным корнем стержневой формы.
Мочковатая корневая система
- корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень.
Корнеплод
- видоизмененный утолщенный главный корень, несущий при основании укороченный побег и выполняющий функцию запасания питательных веществ (морковь).
Корневой клубень
- видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ (георгин).
Зоны корня
- структуры, последовательно сменяющие друг друга по мере роста'корня в длину.
Зона деления
- конус нарастания, представленный верхушечной образовательной тканью, обеспечивающей рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.
Зона растяжения
- зона корня, где увеличивается размер клеток и начинается их специализация.
Зона всасывания
- перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы при помощи корневых волосков.
Зона проведения
- зона корня, расположенная выше зоны всасывания, где по сосудам передвигаются вода и минеральные соли, а по ситовидным трубкам углеводы. Корень в этой зоне покрыт пробковой тканью.
Корневой чехлик
- защитное, постоянно обновляющее клетки образование на верхушке растущего корня.
взято на странице http://bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/Gloss/02.html
   

ПОБЕГ И ПОЧКИ

Побег – основной орган растения, выполняющий в типичном случае функции воздушного питания и размножения. Однако нередко побег выполняет и другие функции и способен к метаморфозам.






ПОБЕГ И ПОЧКИ


Презентация к уроку - СКАЧАТЬ












ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

"Строение почек. Расположение почек на стебле"

 Цель работы: изучить строение побега и почек

 Оборудование: побеги сирени, скальпель, лупа;


Ход работы:
1.     Рассмотрите расположение почек на побеге сирени и определите его тип;
2.     На побегах сирени найдите мелкие продолговатые и крупные округлые почки;
3.     Отделите почки от побега, отделите почечные чешуи. Для чего они служат?
4.     Скальпелем разрежьте вегетативную почку, рассмотрите под лупой и найдите: чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья, конус нарастания. Зарисуйте ее и подпишите части
5.     Изучите генеративную почку. Найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные цветки. Зарисуйте ее и подпишите части.
6.     6.Сделайте вывод, ответив на вопрос: Чем отличаются вегетативные и генеративные почки?


---------------------------------------------------------------------------------------------







С Т Е Б Е Л Ь
Стебель
- осевой вегетативный орган растения, обладающий верхушечным неограниченным ростом, положительным гелиотропизмом, радиальной симметрией, несущий листья и почки. Он соединяет два полюса питания растения - корни и листья, выносит листья к свету, запасает питательные вещества.
Дерево
- жизненная форма растения с одним многолетним одревесневающим стеблем - стволом, на ветвях которого (в кроне) находятся почки возобновления.
Кустарник
- жизненная форма растения с несколькими многолетними одревесневающими стеблями, несущими почки возобновления.
Многолетняя трава
- жизненная форма растения, несущего один или несколько неодревесневающих побегов, надземная часть которых осенью отмирает, а подземная часть с почками возобновления зимует.
Однолетняя трава
- жизненная форма растения, у которого жизненный цикл продолжается от прорастания семени до образования собственных семян и отмирания, т. е. один вегетационный период.
Главный стебель
- стебель, развивающийся из почки зародыша семени.
Конус нарастания
- многоклеточный массив верхушечной образовательной ткани, которая за счет постоянного деления клеток формирует все органы и ткани побега.
Узел
- участок стебля, от которого отходит лист.
Междоузлие
- участок стебля между двумя узлами.
Подсемядольное колено
- нижний участок стебля между семядольным узлом и корнем.
Надсемядольное колено
- участок стебля между узлом первого настоящего листа и семядольным.
Верхушечный рост
- рост стебля в длину за счет работы конуса нарастания верхушечной почки.
Вставочный рост
- рост стебля в длину за счет работы образовательной ткани в основаниях междоузлий.
Прямостоячий стебель
- стебель, растущий вверх перпендикулярно к поверхности земли.
Ползучий стебель
- стебель, который стелется по поверхности почвы и укореняется с помощью придаточных корней.
Вьющийся стебель
- стебель, обвивающийся вокруг опоры.
Цепляющийся стебель
- стебель, который поднимается вверх, цепляясь за опору с помощью усиков.

ЛИСТ

 "ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА" - 
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ - СКАЧАТЬ 




















СМОТРИТЕ  ВО ВКЛАДКЕ  - 6 КЛАСС (ТЕХНИЧЕСКИЕ НЕПОЛАДКИ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наверх К началу страницы Вниз страницы Вниз к футеру Автопрокрутка Стоп Scroll