Дорогие друзья! В этом году Вы продолжите знакомиться с биологией - наукой, изучающей живую природу.
Вы узнаете об особенностях строения, процессах жизнедеятельности, многообразии и классификации покрытосеменных растений, а так же об их роли в природе и жизни человека.
Презентация к уроку - скачать
В качестве повторения видеоурок по теме
"Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого"
Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru
ГЛАВА 1. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru
Покрытосеменные, или цветковые, - группа наиболее высокоорганизованных растений. Они приспособились к различным условиям обитания и занимают господствующее положение на планете.
Все покрытосеменные, несмотря на своё многообразие, имеют общий план строения.
Орган – часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции.
Органы растений подразделяют на вегетативные и репродуктивные (генеративные).
Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова "генераре" - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок и плод с семенами.
Презентация к уроку -
скачать
Жизнь цветкового растения начинается с семени. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение. Наш следующий урок посвящен изучению особенностей строения семени двудольных растений.
СЕМЕНА
СТРОЕНИЕ СЕМЯН
1-ДВУДОЛЬНЫЕ
Презентация к уроку -
скачать
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА № 1
"Строение семян двудольных растений на примере фасоли"
Цель работы: познакомиться со строением семян
двудольных растений
Оборудование: проросшие семена фасоли, лупа;
Ход работы:
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли.
Сравните их размеры и форму.
2. Снимите семенную кожуру
3. На вогнутой стороне семени найдите рубчик
- место прикрепления семени к семяножке.
4. Над рубчиком находится маленькое отверстие
- микропиле (от греческих слов «микрос» - малый и «пиле» - ворота). Оно хорошо
заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
5. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите
зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
6. Зарисуйте семя и подпишите названия его
частей.
7. Выясните, в какой части семени фасоли
находятся питательные вещества
8. Сделайте вывод, ответив на вопрос: почему фасоль относят к двудольным растениям?
Семена однодольных растений имеют иное строение.
СТРОЕНИЕ СЕМЯН
2 - ОДНОДОЛЬНЫЕ
Презентация к уроку - скачать
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА № 2
"Строение семян однодольных растений на примере пшеницы"
Цель работы: познакомиться со строением семян однодольных
растений
Оборудование: набухшие зерновки пшеницы, лупа;
Ход работы:
1.
Рассмотрите сухие и набухшие семена пшеницы.
Сравните их размеры и форму.
2. Попытайтесь снять с зерновки семенную
кожуру. Получается ли это у вас? Почему?
3.
Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль
зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите
строение зародыша.
Зародыш семени = ……+ …….+ ……+ …….
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите
названия её частей.
5. Выясните, в какой части зерновки пшеницы
находятся питательные вещества
6. Сделайте вывод, ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям?
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ "СЕМЯ"
Выбери один правильный ответ из нескольких предложенных.
1. Семя большинства покрытосеменных растений состоит из:
а) зародыша;
б) эндосперма;
в) семенной кожуры;
г) зародыша, эндосперма, семенной кожуры.
2. Значение семенной кожуры:
а) содержит питательные вещества;
б) обеспечивает семя водой;
в) защищает семя от высыхания и повреждения;
г) укрепляет семя в почве.
3. Значение эндосперма в семени:
а) обеспечивает зародыш питательными веществами;
б) обеспечивает зародыш водой;
в) защищает семя от высыхания и повреждения;
г) укрепляет семя в почве.
4. Зародыш семени покрытосеменных растений состоит из:
а) зародышевой почки;
б) зародышевого стебелька;
в) зародышевого корешка;
г) зародышевых листьев, стебелька, корешка, почки.
5. Щиток в семенах злаков – это:
а) видоизмененный стебелек;
б) видоизмененный корешок;
в) почка;
г) видоизмененная семядоля.
6. При прорастании из семени первым появляется:
а) зародышевый корешок;
б) почечка;
в) семядоли;
г) зародышевый стебелек.
КОРЕНЬ
«Моя обитель — небо голубое.
А ты, о корень, житель подземелья».
Но корень возмутился: «Пустомеля!
Как ты смешна мне со своею спесью:
Не я ль тебя вздымаю к поднебесью?»
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА № 3
"Стержневая и мочковатая корневые системы"
Цель работы: познакомиться со строением разных типов
корневых систем
Оборудование: растения с разными типами корневых систем,
лупа;
Ход работы:
1. Рассмотрите корневые системы предложенных
вам растений. Чем они различаются?
2. Прочитайте в учебнике, какие корневые
системы называют стержневыми, какие — мочковатыми. Запишите определения.
3. Отберите растения со стержневой
корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой
системой.
5. По строению корневой системы
определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.
6. Заполните таблицу.
№
|
Название растения
|
Тип корневой системы
|
Особенности строения
корневой системы
|
1.
|
|||
2.
|
зоны (участки) корня
ЗОНЫ (УЧАСТКИ) КОРНЯ
Презентация к уроку -
скачать
ТАБЛИЦА "ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ"
ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ
Презентация к уроку - СКАЧАТЬ
К О Р Е Н Ь | |
Корень
|
- осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев. Верхушка корня защищена корневым чехликом.
|
Значение корня
|
- закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей, запасание органических веществ, синтез аминокислот и гормонов, дыхание, симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями, вегетативное размножение (у корне-отпрысковых растений).
|
Главный корень
|
- корень, развивающийся из зародышевого корешка.
|
Придаточный корень
|
- корень, развивающийся от стебля или листа.
|
Боковой корень
|
- ответвление главного, бокового или придаточного корня.
|
Корневая система
|
- совокупность всех корней растения, расположенных в почве, в воздухе, в воде или в теле растения-хозяина (у паразитирующих видов).
|
Система главного корня
|
- главный корень со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.
|
Система придаточных корней
|
- придаточные корни со всеми боковыми корнями и их ответвлениями.
|
Стержневая корневая система
|
- корневая система с хорошо выраженным главным корнем стержневой формы.
|
Мочковатая корневая система
|
- корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень.
|
Корнеплод
|
- видоизмененный утолщенный главный корень, несущий при основании укороченный побег и выполняющий функцию запасания питательных веществ (морковь).
|
Корневой клубень
|
- видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ (георгин).
|
Зоны корня
|
- структуры, последовательно сменяющие друг друга по мере роста'корня в длину.
|
Зона деления
|
- конус нарастания, представленный верхушечной образовательной тканью, обеспечивающей рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.
|
Зона растяжения
|
- зона корня, где увеличивается размер клеток и начинается их специализация.
|
Зона всасывания
|
- перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы при помощи корневых волосков.
|
Зона проведения
|
- зона корня, расположенная выше зоны всасывания, где по сосудам передвигаются вода и минеральные соли, а по ситовидным трубкам углеводы. Корень в этой зоне покрыт пробковой тканью.
|
Корневой чехлик
|
- защитное, постоянно обновляющее клетки образование на верхушке растущего корня.
взято на странице http://bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/Gloss/02.html
|
ПОБЕГ И ПОЧКИ
Побег – основной орган растения, выполняющий в типичном случае функции воздушного питания и размножения. Однако нередко побег выполняет и другие функции и способен к метаморфозам.
ПОБЕГ И ПОЧКИ
Презентация к уроку - СКАЧАТЬ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
"Строение почек. Расположение почек
на стебле"
Оборудование: побеги сирени, скальпель, лупа;
Ход работы:
1.
Рассмотрите расположение почек на побеге
сирени и определите его тип;
2.
На побегах сирени найдите мелкие
продолговатые и крупные округлые почки;
3.
Отделите почки от побега, отделите
почечные чешуи. Для чего они служат?
4.
Скальпелем разрежьте вегетативную почку,
рассмотрите под лупой и найдите: чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья,
конус нарастания. Зарисуйте ее и подпишите части
5.
Изучите генеративную почку. Найдите
чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные цветки. Зарисуйте ее и подпишите части.
6.
6.Сделайте
вывод, ответив на вопрос: Чем отличаются вегетативные
и генеративные почки?
---------------------------------------------------------------------------------------------
С Т Е Б Е Л Ь | |
Стебель
|
- осевой вегетативный орган растения, обладающий верхушечным неограниченным ростом, положительным гелиотропизмом, радиальной симметрией, несущий листья и почки. Он соединяет два полюса питания растения - корни и листья, выносит листья к свету, запасает питательные вещества.
|
Дерево
|
- жизненная форма растения с одним многолетним одревесневающим стеблем - стволом, на ветвях которого (в кроне) находятся почки возобновления.
|
Кустарник
|
- жизненная форма растения с несколькими многолетними одревесневающими стеблями, несущими почки возобновления.
|
Многолетняя трава
|
- жизненная форма растения, несущего один или несколько неодревесневающих побегов, надземная часть которых осенью отмирает, а подземная часть с почками возобновления зимует.
|
Однолетняя трава
|
- жизненная форма растения, у которого жизненный цикл продолжается от прорастания семени до образования собственных семян и отмирания, т. е. один вегетационный период.
|
Главный стебель
|
- стебель, развивающийся из почки зародыша семени.
|
Конус нарастания
|
- многоклеточный массив верхушечной образовательной ткани, которая за счет постоянного деления клеток формирует все органы и ткани побега.
|
Узел
|
- участок стебля, от которого отходит лист.
|
Междоузлие
|
- участок стебля между двумя узлами.
|
Подсемядольное колено
|
- нижний участок стебля между семядольным узлом и корнем.
|
Надсемядольное колено
|
- участок стебля между узлом первого настоящего листа и семядольным.
|
Верхушечный рост
|
- рост стебля в длину за счет работы конуса нарастания верхушечной почки.
|
Вставочный рост
|
- рост стебля в длину за счет работы образовательной ткани в основаниях междоузлий.
|
Прямостоячий стебель
|
- стебель, растущий вверх перпендикулярно к поверхности земли.
|
Ползучий стебель
|
- стебель, который стелется по поверхности почвы и укореняется с помощью придаточных корней.
|
Вьющийся стебель
|
- стебель, обвивающийся вокруг опоры.
|
Цепляющийся стебель
|
- стебель, который поднимается вверх, цепляясь за опору с помощью усиков.
|
ЛИСТ
"ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА" -
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ - СКАЧАТЬ
СМОТРИТЕ ВО ВКЛАДКЕ - 6 КЛАСС (ТЕХНИЧЕСКИЕ НЕПОЛАДКИ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий